Продукты Кейсы Стоимость Обучение Тренды Компания Блог

Комплекс городского хозяйства Москвы

Круглосуточный мониторинг и инцидент-менеджмент для создания лучших условий жизни в столице

Фон Комплекс городского хозяйства Москвы

Основные результаты проекта

Собственная система круглосуточного мониторинга обращений горожан;
Среднее время обнаружения проблемы — 5 – 10 минут;
Обнаружение не только упоминаний организаций, но и обработка релевантных обращений жителей;
Решение инцидента день в день, а иногда и в течение 1 часа.

О компании

Комплекс городского хозяйства Москвы (КГХ) — это структура, интегрирующая все процессы в рамках городского хозяйства столицы. В работу организаций комплекса входит широкий спектр задач: от содержания городских территорий, благоустройства, водо-, тепло-, электро-, газоснабжения потребителей — до капитального ремонта жилого и нежилого фонда, экологической политики, пожарно-спасательного дела.

Задача

Москва — один из самых динамично развивающихся мегаполисов мира с современной городской инфраструктурой. Каждый день москвичи наблюдают, как меняется облик столицы, как новые идеи и уникальные проекты воплощаются в жизнь: новый облик получают районы, появляются дополнительные сервисы для улучшения жизни горожан.

При этом городским службам важно не просто повышать качество жизни в столице, но и поддерживать тот уровень, который есть сейчас. Многие проблемы города требуют ежедневного мониторинга: сломанные лавочки во дворах, упавшие после шторма на дорогу деревья или объявления о продаже запрещённых веществ, которые злоумышленники наносят краской на асфальт, — этот список регулярно расширяется.

Команда КГХ поставила перед собой задачу: максимально быстро реагировать на любые сообщения о городских проблемах в интернете. И стала искать решения, которые помогли бы достичь нужного результата.

Решение

Круглосуточный мониторинг

Для оперативного реагирования на любые происшествия в столице команда КГХ анализирует социальные медиа и СМИ при помощи нескольких систем мониторинга. В том числе среди них есть независимое решение для анализа инфополя — Brand Analytics. Данные получают по API, откуда они мгновенно попадают в собственную единую систему мониторинга, которую разработала команда КГХ.

Чтобы одни и те же сообщения из различных мониторинговых лент не приходилось обрабатывать по нескольку раз, сотрудники комплекса разработали уникальный метод «отбора» упоминаний.

Выявление инцидентов
Скорость выявления

Сначала порядка 20 тысяч упоминаний ежедневно попадают в собственную систему мониторинга КГХ из Brand Analytics и других мониторинговых систем. Алгоритмы отсеивают повторяющиеся сообщения и удаляют дубли публикаций, в том числе нечёткие. На выходе получается около 4 тысяч сообщений. Их обрабатывает модель машинного обучения: автоматически определяет, действительно ли публикация относится к сфере городского хозяйства. Таким образом, объём данных сокращается в 2 раза.

Команда обучила множество моделей и в итоге остановилась на логистической регрессии, которая на выходе давала f1-score 0,83. Это хороший результат, несмотря на множество ложноотрицательных значений. При этом модели удаётся достаточно хорошо определять, что точно не относится к зоне ответственности, поэтому порог модели был изменён так, чтобы максимизировать определение нерелевантной информации и при этом минимизировать потери релевантной.

Евгений Галиченко
Евгений Галиченко
программист-разработчик

В итоге остаётся порядка 2 тысяч упоминаний, которые нужно проанализировать вручную. Сложность этой задачи в том, что тексты социальных медиа, как правило, семантически неоднозначные, сложно-структурированные, с большим количеством алогизмов и эмотивно-оценочных смыслов — что затрудняет их дальнейшую автоматическую обработку. Поэтому для оптимизации работы отобранные сотрудниками сообщения размечаются согласно рубрикатору (о нём речь пойдет ниже).

Специалисты центра работают круглосуточно: сотрудники посменно обрабатывают 2000 упоминаний ежедневно, в режиме 24/7. Их задача — оценить, является ли инфоповод существенным негативным, и, если да, направить запрос в ответственную организацию. В среднем, от момента появления сообщения до устранения проблемы проходит 3-4 часа: за это время городские службы решают задачу и возвращаются с обратной связью к автору сообщения.

Процесс выявления

Система Brand Analytics помогает проводить мониторинг по широким ключам — когда отлавливаются упоминания о городских проблемах без привязки к геолокации. К примеру, если активный горожанин, у которого неизвестна геолокация, напишет у себя в соцсетях «Ужасный асфальт!», мониторинг по широким ключам определит, что проблема относится к городскому хозяйству. А дальнейший анализ при помощи собственных ML-инструментов или OSINT поможет понять, откуда именно пришло сообщение, и взять его в работу, если инцидент актуален и связан с Москвой.

Инцидент-менеджмент

Благодаря оперативной работе специалистов ежедневно ускоряется решение множества городских проблем.

Самый яркий пример — работа с городскими службами в период начала мусорной реформы в Москве в январе 2022 года. Вскоре после запуска реформы в инфополе наблюдался значительный рост обращений жителей: они жаловались на проблемы с вывозом мусора и содержанием контейнерных площадок.

График снижения негативных публикаций

Совместно с ГУП «Экотехпром» было организовано оперативное взаимодействие по фиксации и отработке обращений пользователей в социальных сетях. При передаче жалоб сотрудники незамедлительно выезжали по адресу и осуществляли оперативный вывоз отходов с придомовой территории. В результате налаженной работы поток негативных обращений жителей пошёл на спад.

Стратегическое решение проблем

Среди проблем города есть те, что требуют комплексного подхода и принятия стратегических решений. Их выявляют, в том числе, при помощи мониторинга социальных сетей.

Одна из них — неприятные запахи в некоторых районах Москвы. Жители определённых районов регулярно жаловались в соцсетях на то, что воздух рядом с их домами «очень грязный». Команда комплекса определила, что москвичи связывают эту проблему с промзонами и свалками вблизи жилых территорий. Но на самом деле причина была не столько в этом.

После сопоставления жалоб в соцмедиа с местоположениями заводов, удалось определить, что причиной неприятных запахов чаще всего являются не промышленные предприятия, а костры, которые жгут в летнее время в разных районах, а также провода, которые часто обжигают нарушители порядка. Ветер разносил неприятные запахи по близлежащим территориям, и потому в некоторых районах загрязнения воздуха были особенно сильными.

Карта жалоб

Для решения проблемы был создан оперативный городской штаб по пресечению незаконной деятельности предприятий, вызывающих загрязнение атмосферного воздуха и неприятные запахи, который принимает меры по пресечению незаконной деятельности на городских территориях (разжигание костров, обжиг проводов), а также наблюдает за «проблемными» предприятиями, контролируя соответствие выхлопов экологическим стандартам города.

Создание плановых и отработка ситуативных инфоповодов

Для оптимизации ручной и автоматической обработки сообщений команда КГХ разработала собственный рубрикатор инфоповодов. Он учитывает все возможные темы, которые как-либо касаются городского хозяйства Москвы.

Темы сгруппированы по категориям; одни имеют положительную, а другие — отрицательную коннотацию. Поэтому команда КГХ может оперативно следить за тем, как меняются проблемные вопросы в разных районах Москвы, а также анализировать, какие упоминания носят позитивный характер и не требуют реагирования.

Рубрикатор инфоповодов

Мониторинг 24/7 помогает пресс-службе искать темы для создания ситуационных инфоповодов.

К сезонным инфоповодам пресс-служба готовится заранее. Этому способствует рубрикатор и мощная аналитическая поддержка: так как все упоминания о жизни в столице хранятся в больших базах данных, становится возможным предсказывать, какие проблемы будут на повестке в ближайшем будущем. Эти «предсказания» берутся на вооружение при планировании инфоповодов на квартал.

Результат

Анализируя социальные медиа в режиме 24/7 и оперативно решая проблемы москвичей, команда КГХ создаёт лучший в России, а, возможно, и в мире — опыт взаимодействия жителей с городскими властями. Благодаря работе с обращениями горожан в социальных медиа только за 2022 год было решено более 25 тысяч вопросов, касающихся самых разных областей городского хозяйства.

В современном информационном обществе государственные организации все чаще обращаются к анализу информационного поля и социальных сетей. Brand Analytics — надёжный инструмент и помощник в мониторинге общественного мнения, выявлении настроений и предпочтений граждан, а также оценке реакции на различные инициативы и мероприятия. Путём сбора информации и анализа данных из различных источников, сервис Brand Analytics предоставляет нам уникальную возможность эффективно взаимодействовать с жителями Москвы и формировать политику, которая будет отражать их интересы и отвечать их потребностям.

Артём Пиковский
Артём Пиковский
Начальник Управления мониторинга и инцидент-менеджмента

Попробуйте
Brand Analytics
в действии!

Заполните форму,
чтобы протестировать систему.

Как это будет?

  • наши консультанты-аналитики свяжутся с вами и уточнят ваши бизнес-задачи,
  • настроят систему с учётом ваших целей и задач,
  • проведут демонстрацию системы,
  • выдадут тестовый доступ на 7 дней и будут на связи, чтобы ответить на любые вопросы

Бесплатный
демонстрационный доступ

Бесплатный демонстрационный доступ

Запрос демо