Агентство экономической информации «ПРАЙМ» и аналитический центр Brand Analytics представляют сентябрьский рейтинг «Банки глазами потребителей».
По итогам сентября индекс тональности упоминания банков пользователями социальных медиа продолжил снижаться и составил 0,8, таким образом, нисходящий тренд сохраняется уже на протяжении 4 месяцев. Индекс тональности показывает соотношение позитивной и негативной реакции пользователей и рассчитывается для 50 крупнейших розничных банков. Количество упоминаний банков за отчетный период выросло на 2,2% до 375 тысяч. При этом число уникальных авторов сократилось на 1,9% и составило 244 тысячи.
Первая десятка рейтинга по итогам сентября:
Место в рейтинге | Наименование банка | Показатель лояльности | Индекс тональности | Количество упоминаний | Уникальных авторов | Индекс вовлеченности |
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 11 | 1 | 192 259 | 123 685 | 1,6 |
2 | АЛЬФА-БАНК | 1,9 | 1,1 | 32 183 | 18 882 | 1,7 |
3 | МДМ БАНК | 1,4 | 2,9 | 1 483 | 1 100 | 1,3 |
4 | БИНБАНК | 1,4 | 2,8 | 2 209 | 1 558 | 1,4 |
5 | УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ | 1 | 1,5 | 6 135 | 3 626 | 1,7 |
6 | БАНК ЗЕНИТ | 0,9 | 2,8 | 564 | 398 | 1,4 |
7 | РОСБАНК | 0,9 | 1,9 | 2 497 | 1 962 | 1,3 |
8 | ВОЗРОЖДЕНИЕ | 0,8 | 2,3 | 1 214 | 1 045 | 1,2 |
9 | ЮНИКРЕДИТ БАНК | 0,7 | 1,8 | 1 707 | 1 152 | 1,5 |
10 | ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК | 0,7 | 2 | 960 | 816 | 1,2 |
Полный рейтинг «Банки глазами потребителей» размещен на сайте агентства ПРАЙМ.
В сентябрьском рейтинге ТОП-10 банков произошли изменения по индексу лояльности. После Сбербанка, сохраняющего лидирующее положение, 2 место в рейтинге занял Альфа-банк, который в предыдущем отчетном периоде занимал 7 место. Улучшение позиций банка связано с распространением информации о выплатах денежного довольствия военнослужащими АТО (антитеррористической организации) через Альфа-банк.
МДМ Банк поднялся на две позиции и занял 3 место. В соцмедиа пользователи писали о выплатах банком возмещений по счетам (вкладам) предпринимателей, а также об открытии новых вкладов.
Следует отметить включение в десятку лидеров БИН Банка, который сумел подняться по итогам месяца с 33 на 4 место в рейтинге. Такое сильное изменение позиции в рейтинге связано с обсуждением пользователями социальных медиа сразу двух вкладов с высокой процентной ставкой: вклады «Хит сезона» (до 11,11% годовых) и «Щедрое лето» (до 10,5% годовых). В результате значительно увеличилось количество сообщений с упоминанием банка и индекс тональности (2,8), который стал одним из самых высоких по итогам сентября.
Уральский банк реконструкции и развития поднялся с 10 на 5 место. Банк Зенит сохранил свое 6-е место. Росбанк переместился с 4 на 7 место.
В сентябре в десятку лидеров вошли Возрождение и Юникредит банк, которые заняли 8 и 9 места (в августе они занимали 15 и 36 места соответственно). Позитивная реакция пользователей соцмедиа связана со снижением в банке Возрождение ставки по ипотеке. А резкое улучшение позиций Юникредит банка вызвано активным обсуждением информации о повышении ставок по вкладам.
Ханты-Мансийский банк утратил немного свои позиции (с 8 до 10 места). Покинули первую десятку в сентябре Транскапиталбанк (снижение с 3 до 16 места), и Банк Санкт-Петербург (с 9 до 25 места).
Следует также отметить рост количества сообщений по банку ВТБ24, который переместился с 39 на 15 место. Этому способствовала новость о создании собственной платежной системы, а также информация о снижении банком ставок по ипотеке.
Значительное количество позитивных сообщений по Ивестторгбанку объясняется обсуждением улучшенных условий по депозитам, в частности, введением вклада «Щедрый», что позволило банку подняться с 47 на 26 место.
Банк Ренессанс кредит продемонстрировал значительный рост в рейтинге с 38 до 24 места благодаря новости о партнерстве с Tele2, а также публикации информации о повышении ставок по вкладам в рублях.
Резкое увеличение упоминаемости пользователями Банка Москвы вызвано активным обсуждением вступления Владимира Платонова в должность советника президента банка. Информация негативного характера о подозрении экс-руководства Банка Москвы в хищении на сумму 1 млрд рублей способствовала снижению индекса, из-за чего банк опустился с 21 до 44 позицию в рейтинге.
Увеличение количества сообщений по Газпромбанку связано с публикацией о возможном введении новых санкций со стороны ЕС, которые могут затронуть банк (45 место в рейтинге в сентябре).
На рост обсуждаемости банка Связной повлияло распространение информации о значительном убытке банка, который по итогам полугодия увеличился в 2,2 раза (23 место в рейтинге).
Увеличение количества сообщений по банку Русский стандарт связано с продолжающимся обсуждением новости о возможном затормаживании бизнеса банка в связи с многомиллиардными убытками. Банк опустился в рейтинге с 40 до 48 места.
В субъектах Российской Федерации работу ТОП-50 розничных банков пользователи социальных медиа максимально позитивно оценили в Республике Калмыкия (индекс лояльности составил 4,0) и Дагестан (3,6 соответственно). Рост числа позитивных сообщений по республике Калмыкия связан с обсуждением новости о лидерстве Сбербанка и ВТБ24 среди ведущих ипотечных банков России. На рост позитива в республике Дагестан повлияли проводимые банками акции и специальные предложения, приуроченные к праздникам, в частности, ко Дню учителя.
Позитивные упоминания депозитов в Пермском крае (индекс лояльности 6,8), Чувашии (6), Ульяновске (6) и Алтайском крае (5,5) связаны с обсуждением прогнозируемого роста процентных ставок по вкладам.
Работу банков по кредитам наиболее положительно оценили пользователи соцмедиа в Томской области (4,2), Алтайском крае (4,0) и Смоленской области (3,5).
О рейтинге
Рейтинг «Банки глазами потребителей» показывает оценку восприятия пользователями социальных медиа имиджа банка и качества предоставляемых услуг и строится на основании «показателя лояльности», рассчитываемого с помощью многопараметрической модели, учитывающей количество сообщений о банке в социальных медиа, их тональность, активность и количество авторов. Рейтинг рассчитывается для 50 крупнейших розничных банков по объему выданных кредитов и привлеченных средств. Мониторинг сообщений ведется более чем по 70 тысячам источников, включая блоги, социальные сети, форумы и пр. (twitter.com, vk.com, livejournal.com, facebook.com, odnoklassniki.ru, banki.ru и многие другие). Ежедневно обрабатывается около 20 млн. сообщений. Первично собранный массив данных фильтруется, исключаются сообщения рекламного характера, автоматизированные сообщения и имеющие косвенное отношение к банку.