Звонки в Telegram, секретные чаты в Viber, исчезающие статусы в WhatsApp – последнее время новости о мессенджерах появляются буквально ежедневно, и вызывают активные обсуждения не только в профессиональной среде, но и среди рядовых пользователей. Тренд очевиден – мессенджеры становятся все более популярным каналом коммуникации, захватывая в том числе и публичное пространство с помощью чатов и каналов. Мы провели исследование обсуждений мессенджеров в социальных медиа и хотим поделиться данными о темпах роста внимания к ним и о последних трендах.
Популярность мессенджеров в динамике: февраль 2017 против марта 2016
По данным мобильных операторов в России мессенджер номер один – WhatsApp, им пользуются 68,7% клиентов Билайна и 47,6% среди абонентов Мегафон. На втором месте Viber – 45,7% и 39,7% соответственно. Доля пользователей Телеграма пока не так существенна – этим мессенджером пользуются всего 7,5% абонентов Билайна. Исследование Brand Analytics по упоминаемости мессенджеров в социальных медиа коррелируют с этими данными.
Обсуждения мессенджеров и доля упоминаний каждого из них – наглядный показатель популярности среди пользователей. Анализ обсуждений каналов коммуникаций позволяет выявить какие из них наиболее востребованы, а какие – теряют свои позиции. Наибольшая доля сообщений в феврале 2017 года содержит упоминания WhatsApp – 30% и Viber – 27%. SMS занимают третью строчку рейтинга с долей 16%, у Skype – 14%. Доля упоминаний Телеграма составила 11% от общего объема. В категорию «Другие» попали такие мессенджеры как Snapchat, ICQ, iMessage и Facebook Messenger, доля каждого из которых в сообщениях пользователей социальных медиа составила менее 1% от общего объема упоминаний.
Если сравнить свежие февральские данные с данными годичной давности за март 2016 года, то нельзя не отметить рост суммарного объема упоминаний мессенджеров в 1,7 раза – с 4,4 млн до 7,6 млн упоминаний в месяц. При этом существенно изменилось распределение долей обсуждений различных мессенджеров.
В порядке распределения мест в рейтинге одно, но очень принципиальное изменение – Skype потерял первую позицию и переместился на четвертую, пропустив вперед тройку лидеров – WhatsApp, Viber и SMS. Сразу за Skype и дышит ему в спину – Телеграм.
Абсолютным лидером роста по числу упоминаний по сравнению с данными марта 2016 года стал Телеграм. Этот мессенджер показал четырехкратный рост – со 186 000 до 836 000 упоминаний в месяц.
Наиболее резкое падение объема упоминаний – у Skype – в 1,6 раз по сравнению с прошлым годом и у ICQ – в 2 раза. Последний включен в «другие» данных за февраль 2017 года.
Как используются мессенджеры: анализ контекста упоминаний в соцмедиа
Упоминания мессенджеров в социальных медиа позволяют не только оценить долю и темпы роста каждого из них, но и проанализировать контекст обсуждений. У лидеров рынка – WhatsApp и Viber основная масса упоминаний связана с обменом контактами для приобретения товаров и услуг, при этом часто используются оба канала коммуникации, но можно отметить, что WhatApp больше используется интернет-магазинами, тогда как Viber – в качестве средства коммуникации между заказчиками и исполнителями различных услуг – от фотографов до визажистов.
Что же касается Телеграм, то пользователи соцмедиа часто делятся ссылками на каналы и чаты и обсуждают публичный контент в мессенджере.
Использование мессенджеров не только для личного общения, но и для общения в публичных чатах и чтения публичных каналов – один из трендов 2017 года. Чаты и каналы превращают мессенджеры в социальные медиа и привлекают новых пользователей. Тренд-сеттером тут безусловно является Телеграм, что, вероятно, и помогает мессенджеру расти столь высокими темпами.
Топ-30 публичных каналов в Телеграме
Мы проанализировали наиболее популярные русскоязычные каналы Телеграма по размеру аудитории и выяснили, что наиболее успешные из них делают ставку на уникальный авторский контент, актуальный в режиме реального времени. В Телеграме популярны каналы юмористической и развлекательной тематики и в этом предпочтения аудитории Телеграма похожи на интересы пользователей ВКонтакте. А особенностью аудитории Телеграма является повышенное внимание к каналам, посвященным политике и экономике, образовательному и профессиональному контенту – изучению английского, науке, психологии, маркетинговой, digital и PR-тематикам.
Топ-30 каналов Телеграма по объему аудитории
# | Канал | Аудитория* | Название | Тематика |
1 |
@teleblog |
78 965 |
Новости Telegram | Технологии |
2 |
@stalin_gulag |
59 562 |
Сталингулаг | Блоги |
3 |
@dailyeng |
57 215 |
Английский язык | Наука и Образование |
4 |
@hardchannel |
54 608 |
Хардкор | Юмор и Развлечение |
5 |
@anekdot18 |
37 869 |
Анекдоты | Юмор и Развлечение |
6 |
@Facta |
34 890 |
Ты не поверишь | Юмор и Развлечение |
7 |
@flibusta |
31 856 |
книжное братство | Книги и журналы |
8 |
@znayuvse |
28 174 |
ХОЧУ ЗНАТЬ ВСЁ! | Наука и Образование |
9 |
@russica2 |
27 708 |
НЕЗЫГАРЬ | Экономика и Политика |
10 |
@poshloe |
26 599 |
Пошлое | Для взрослых |
11 |
@LifeHackTG |
25 908 |
LifeHack | Другое |
12 |
@funXD |
25 778 |
Улётные приколы | Юмор и Развлечение |
13 |
@bestarticles |
25 668 |
Интересные статьи | Новости и СМИ |
14 |
@meduzalive |
25 056 |
Медуза — LIVE | Новости и СМИ |
15 |
@namochimanturu |
24 269 |
Намочи Манту | Наука и Образование |
16 |
@EnglishClub2 |
24 097 |
English Club | Наука и Образование |
17 |
@so_smyslom |
23 829 |
Со смыслом | Цитаты |
18 |
@addmeto |
23 436 |
addmeto | Технологии |
19 |
@lentachold |
23 323 |
Лентач | Новости и СМИ |
20 |
@hack_life |
23 316 |
Life hacks | Другое |
21 |
@int_fakt |
23 236 |
Интересные Факты | Другое |
22 |
@rugram |
22 660 |
Каналы и боты | Игры и приложения |
23 |
@freakbook |
22 435 |
Freakbook | Новости и СМИ |
24 |
@EruditTG |
21 306 |
Эрудит | Наука и Образование |
25 |
@Psyxolog |
21 203 |
Психология | Psyxolog | Наука и Образование |
26 |
@techsparks |
20 883 |
TechSparks | Технологии |
27 |
@rt_russian |
20 032 |
RT на русском | Новости и СМИ |
28 |
@supreme_life |
19 886 |
S U P R E M E | Для взрослых |
29 |
@trahninormalnost |
18 469 |
Трахни нормальность | Юмор и Развлечение |
30 |
@pokazal0s |
18 296 |
Показалось | Другое |
* На 13 марта 2017г
В Топ-30 всего 2 канала официальных СМИ – @meduzalive на 14 месте и @rt_russian на 27 строчке рейтинга. Согласно каталогу самого Телеграма, новостных каналов в топе больше, однако они не принадлежат официальным СМИ. В частности, и Медузу и RT в Телеграме обходит канал-агрегатор «Интересные статьи», впрочем канал Медузы имеет все шансы обойти его в ближайшее время. Отставание канала RT – более серьезное, его также превосходят по числу подписчиков Лентач и Freakbook. Не попали в Топ-30, но ведут активные Телеграм-каналы с аудиторией более 5 000 человек такие проекты, как: Сноб @snobru (15 356 подписчиков), Телеканал дождь @tvrain (9 562 подписчика) и Российская Газета @rgrunews (8 363 подписчиков).
Уже сейчас можно говорить о том, что каналы в мессенджерах стали удобным источником потребления контента для многих пользователей соцмедиа. В потреблении новостного контента пользователи Телеграма предпочитают подборки с анонсами новостей от агрегаторов и те каналы, которые публикуют контент 1-2 раза в сутки – аудитория у них значительно шире, чем, например, у СМИ, бомбардирующих подписчиков новостями в течении всего дня.
Однако на данный момент потребление контента в каналах носит скорее закрытый характер и не способствует его распространению. За пределами Телеграма даже самые популярные каналы практически не упоминаются, а обсуждение и распространение контента зачастую остается внутри мессенджера. Контент же развлекательных каналов, таких как Хардкор, Анекдоты, Ты не поверишь и других – выходит за пределы мессенджера. Делятся этим контентом в основном пользователи Фейсбука (около 60% репостов контента из каналов Топ-30 публикуется именно в этой сети) и ВКонтакте (около 20%).
Резюмируя, можно отметить, что тренд роста внимания к мессенджерам продолжается. На общем фоне двукратного роста объема упоминаний, лидером роста с четырехкратным показателем стал Телеграм. Рост внимания к Телеграму связан, в том числе, с активным использованием публичных каналов – за год число пользователей русскоязычных каналов увеличилось в разы – с сотен до десятков тысяч. Наиболее активный рост показали каналы с уникальным авторским контентом – развлекательным, образовательным, и каналы с актуальной информационной повесткой дня и политикой.