Как не пропустить угрозу бренду? Как распознать неочевидные угрозы в инфополе? Каковы признаки заказной кампании? И, наконец, как с помощью аналитики соцмедиа и СМИ настроить кроссплатформенный интеллектуальный мониторинг медиаполя 360 для предотвращения репутационных кризисов? Ответы – в докладе основателя группы Кагами Светланы Подгорной “Работа с репутацией: ловим угрозы в реалтайме со всех возможных направлений” в рамках вебинара Brand Analytics. Читайте краткую текстовую версию или смотрите видео выступления Светланы.
С какими угрозами ваш бренд может столкнуться в медиапространстве?
Есть прямые угрозы, к которым мы более-менее готовы:
- негативные отзывы
- прямые обвинения
- разоблачения и «сливы»
- фейковые аккаунты
- упоминания на «сливных» ресурсах (Компромат.ру и т.п.)
Это стандартные и привычные триггеры, которые все привыкли отслеживать. Есть и неочевидные, но от этого не менее опасные и вредоносные угрозы
- Сам факт появления информации. Например – о планах выхода на IPO.
- Нетипичная или личная информация. Персональные данные: номер телефона, скан документов, фото в «нежелательной» компании или «взрыв из прошлого» недавно назначенного государственного служащего.
- Негатив или недостоверная информация в поисковой выдаче, когда по поисковому запросу находятся не только официальные аккаунты и публикации в СМИ, но и ссылки на негативные отзывы и компрометирующую информацию (часто недостоверную).
-
Гражданская активность. Петиции, публичные обращения и протесты против деятельности компании или ее руководителя.
Кейсы в видео – на 1:13.
Интеллектуальный мониторинг 360 – какой он?
Как очевидные, так и неочевидные угрозы можно вовремя обнаружить и попытаться нивелировать только если вы мониторите полное медиаполе. Интеллектуальный мониторинг 360 должен обеспечивать не только полноту источников, то есть «видеть» одновременно СМИ, социальные медиа, Telegram-каналы, отзовики, видеохостинги и т.д., но и разные типы контента – текст, видео, аудио, изображения, хэштеги и др.
Одно из главных преимуществ современного мониторинга – кроссплатформенность. Мониторить все источники необходимо «вместе», в режиме единого окна. Например так, как это реализовано в системе мониторинга и анализа соцмедиа и СМИ Brand Analytics. И мониторить СМИ и соцмедиа должны одни и те же люди, так же как и решения должен принимать один руководитель. Конечно же онлайн, только таким образом можно если не предотвратить кризис, то хотя бы оперативно отреагировать на него.
Какие индикаторы помогают распознать наличие информационной угрозы?
- Увеличение информационного потока, появление «пиков». Это хорошо считывается на графике динамики количества сообщений в аналитической системе.
- Изменение структуры тональности, рост негатива и/или агрессии. Динамика тональности видна в сводном отчете темы мониторинга. Система Brand Analytics также выявляет сообщения с агрессией.
- Уплотнение ядра слов и ссылок, связанных с объектом мониторинга, за счет появления новых. Легко выявить, используя функцию «облако слов». В Brand Analytics также есть «Облако юрлиц», выделяющее из потока названия компаний и брендов. Появление новых, нетипичных для вашего потока слов обычно сигнализирует о формировании информационной волны, и у вас появляется возможность «поймать» ее в самом начале.
- Рост вовлеченности (количества лайков, комментариев, репостов) – свидетельствует о том, что ваш объект бурно обсуждают в соцмедиа. Особенно должен насторожить рост количества комментариев и репостов.
- Появление нетипичного контента. Например, обычно в вашем потоке немного видео, но вдруг появляется по 50 новых роликов в день.
- Новые «подсказки» в поисковике иногда обнаруживают то, что еще не видно в мониторинге, но уже интересует людей.
- Спам-сообщения – используются для подогрева внимания к негативной информации, т.к. увеличивают охват и поднимают информацию в поисковой выдаче.
Вирус или заказная кампания?
Если негатив уже выплеснулся в медиаполе, важно в самом начале понять, с чем вы имеете дело: вирусным распространением или заказной кампанией.
Не всегда мощный всплеск негатива – результат чьего-то злого умысла. Часто это следствие события, которое настолько «зацепило» пользователей соцсетей, что они начали обсуждать (и осуждать) вас по доброй воле, без «заказа».
Признаки вирусного распространения негатива
- Инсайдерская или «контактная» органика – негативный опыт реального взаимодействия людей с вашим объектом мониторинга.
- Более 20% репостов содержат авторский комментарий.
- Семантическое ядро сообщений разрежено, нет четких трендов, в обсуждении используются разные слова, а не формулировки «под копирку».
- Общий негативный фон. Оценивается скорее не объект, а вред, причиненный им.
- Пик сообщений приходится на период от 12 до 36 часов с момента появления первого сообщения, то есть быстрый рост и спад инфоповода, который не поддерживают искусственно.
- Лидеры мнений «вступают» в обсуждение не сразу, до них инфоповод доходит позже.
Признаки заказной кампании
- Практически одновременно появляются схожие, подчеркнуто негативные, часто развернутые публикации.
- Одновременный выход публикаций на специализированных ресурсах, у топ-блогеров и в Telegram-каналах.
- Высокая плотность публикаций.
- Публикации распространяются ботами, всплеск спам-сообщений.
- Появление нетипичного контента — видео, картинок, скриншотов.
Кейсы в видео – на 17:40.
Кризис все же случился. Надо ли реагировать?
Для того, чтобы принять это решение, необходимо сначала определить уровень угрозы. Для этого:
- Находим первоисточник и определяем что это: заказ или вирус? Соответствует ли негативная информация действительности?
- Оцениваем скорость посева/распространения негатива: как быстро растет волна и растет ли вообще. Если не растет, часто имеет смысл не реагировать вообще.
- Оцениваем критичность инфоповода для бизнеса. Нанесет ли он серьезный урон, или не нанесет его вообще.
- Определяемся, есть ли у нас заготовленный ответ, выработана ли позиция по обсуждаемому вопросу.
Взвесив эти факторы, вы можете принять решение: реагировать на негатив или нет. При этом важно на всех этапах принятия решения вести непрерывный мониторинг соцмедиа и СМИ и следить за ситуацией: меняется ли она и в какую сторону.
Даже если ничего не происходит…
… все равно нужен непрерывный мониторинг! Только так вы не упустите зарождающийся репутационный кризис.
На что смотреть:
- Поисковая выдача.
- Подсказки в строке поисковиков.
- Статусы статей «Википедии» о компании, ее первых лицах.
- Создание петиций на сайтах типа change.org.
- Появление площадок, работающих от вашего имени.
- Алерты – мгновенные оповещения из систем мониторинга. Если вы проверяете мониторинг раз в день или в неделю, вы можете пропустить то единственное сообщение, с которого начнется ваш репутационный кризис.
Другие доклады с наших вебинаров – смотрите на канале Brand Analytics в YouTube.
Хотите первыми узнавать о предстоящих вебинарах? Следите за анонсами в нашем сообществе на Facebook facebook.com/groups/BrandAnalytics/.