Руководство по созданию поисковых запросов. Часть 3. Объекты с неуникальными названиями

В первой статье мы рассмотрели настройку объектов с уникальными названиями, таких как Аэрофлот, Сбербанк, IKEA. Однако есть значительное число брендов с неуникальными названиями: Пятерочка, Магнит, Глобус, Снежная королева, Лента, Metro, Петрович, Русский Стандарт и другие. В сообщениях пользователей часто отсутствуют уточнения сферы деятельности компании, но при чтении сообщения по контексту становится понятно, о чем идет речь.

В данной статье мы расскажем, как найти баланс между полнотой сбора и релевантностью при настройке сложных объектов.

Как и в первых двух статьях, мы будем использовать 5 шагов настройки:

  1. Распространенные варианты самых часто используемых слов или словосочетаний, характеризующих объект: на кириллице, латинице, варианты с ошибками.
  2. Адрес сайта.
  3. Официальные группы в соцсетях.
  4. Хештеги.
  5. Сокращенные и сленговые названия, жаргонизмы, ассоциации.

Сначала мы должны открыть в браузере две идентичные вкладки c настройкой темы. Первую используем для настройки и сохранения финального запроса, вторую — для проверки каждой части запроса на частоту использования и релевантность. Настраивать будем в «форме с операторами», так как она дает значительно больше возможностей, чем «форма-конструктор».

Для проверки соотношения релевантных сообщений с нерелевантными во второй (проверочной) вкладке вбиваем искомое название бренда и нажимаем кнопку «Показать результаты».

Далее возможны два варианта развития событий:

  1. В результатах поиска значительная часть сообщений относится к бренду, и только малая часть сообщений нерелевантна.
    Пример. Стоит задача по поиску упоминаний банка «Русский Стандарт». Вбив в окно настройки запроса «русский стандарт»~0, мы видим, что в выдаче есть упоминания одноименной водки и русских стандартов как противопоставления евростандартам, однако подавляющая часть сообщений — про банк.
  2. В результатах поиска почти все сообщения нерелевантны, к объекту настройки имеют отношение только единичные.
    Пример. Требуется настройка поискового запроса для сети гипермаркетов «Глобус». Вбив в окно настройки запроса слово «глобус», в результатах поиска мы увидим упоминания географического глобуса, премии «Золотой глобус», одноименных театров, торговых центров и многое другое. Упоминания гипермаркетов будут, но в очень малом количестве. При этом общий объем сообщений будет огромным.

В зависимости от того, какой вариант соответствует ситуации, методология настройки будет разной.

Вариант 1. В результатах поиска значительная часть сообщений — про бренд, и только малая часть сообщений нерелевантна.

В этой ситуации оптимально будет очистить выборку с помощью минус-слов, основанных на контексте нерелевантных сообщений.

Чтобы отсеять упоминания одноименной марки водки, на основе прочитанных сообщений отбираем контент для минусовки:

водка, поллитровка, «бутылка русский стандарт»~1, «пузырь русский стандарт»~1, «бутыль русский стандарт»~2, «пить русский стандарт»~2, закуска, водкарусскийстандарт, «0 5л», «05 л»~0, «0 7л», «07 л»~0

Слова «бутылка» и «пузырь» мы минусуем только на близком расстоянии с «Русским стандартом», чтобы не исключать из собираемых сообщений негативные конструкции, такие как, например, «лезть в бутылку » или «ипотечный пузырь».

После исключения алкогольной тематики у нас остались сообщения про «русские стандарты». Их мы заминусуем точными соответствиями в разных падежах во множественном числе и антиподом «Европейский стандарт»~0, евростандарт:

«русские стандарты», «русских стандартов», «русским стандартам», «русских стандартах», «Европейский стандарт»~0, евростандарт

Для соцмедиа характерны использования сокращений. Часто вместо полного названия банка «Русский Стандарт», могут писать РС. Ситуация осложняется тем, что так же сокращают «расчетный счет», поэтому поиск на расстоянии использовать нецелесообразно, включаем в запрос:

«банк рс»~0

Пройдя оставшиеся четыре шага настройки, добавляем в поисковый запрос:

«rsb.ru»~0, rsbank, russianstandardbank, «vk.com/rsb», «@rsb», «ok.ru/rsb»~0, «twitter.com/bank_rs», «instagram.com/bank_rs», #банкрусскийстандарт, русскийстандарт

Итоговый запрос выглядит так:

«русский стандарт»~0, «банк РС»~0, «rsb.ru»~0, rsbank, russianstandardbank, «vk.com/rsb», «@rsb», «ok.ru/rsb»~0, «twitter.com/bank_rs», «instagram.com/bank_rs», #банкрусскийстандарт, русскийстандарт

Минус-слова:

водка, поллитровка, «бутылка русский стандарт»~1, «пузырь русский стандарт»~1, «бутыль русский стандарт»~2, «пить русский стандарт»~2, закуска, водкарусскийстандарт, «0 5л», «05 л»~0, «0 7л», «07 л»~0, «русские стандарты», «русских стандартов», «русским стандартам», «русских стандартах», «Европейский стандарт»~0, евростандарт

Перед сохранением финального запроса еще раз проверяем объем и релевантность выдачи с помощью кнопки «Показать результаты», а затем переходим к следующим пунктам настройки темы.

Похожим образом можно настроить запросы на поиск упоминаний сети магазинов «Пятерочка» или интернет-магазина «Озон».

Вариант 2. В результатах поиска почти все сообщения нерелевантны, к объекту настройки имеют отношение только единичные

В этой ситуации мы будем подбирать уточняющие слова и фразы к названию бренда. Как правило, это товарная категория, сфера деятельности компании, предлоги как показатель посещения, названия конкурентов и другие близкие бренду по смыслу слова.

При создании поисковых запросов мы будем тестировать каждый вариант отдельно.
Протестировав наиболее очевидный вариант гипермаркет глобус, мы получим релевантные данные даже при любом расстоянии слов друг от друга. Синонимами гипермаркета являются магазин и супермаркет. Однако, если заменить гипермаркет магазином, потребуется поставить слова магазин и глобус рядом, чтобы избежать нерелеватных сообщений. Последовательно сужая расстояние между словами (подбирая цифру после тильды от 10 и меньше), приходим к оптимальному «магазин глобус»~1, при этом в минус-слова добавляем «библио глобус»~0 и «глобус гурмэ»~0, «тц глобус»~0, «золотой глобус»~0. Таким же образом подбираем расстояние для слов супермаркет и глобус: «супермаркет глобус»~0.

Слово Гипермаркеты иногда сокращают до ГМ. Чтобы избежать параллелей с аналогичным междометие, между ГМ и глобус тоже так же задаем расстояние «ГМ глобус»~3.

Получившиеся варианты:

гипермаркет глобус, «магазин глобус»~1, «ГМ глобус»~3, «супермаркет глобус»~0

дополняем аналогичными, но с написанием марки на латинице:

гипермаркет globus, «магазин globus»~1, «ГМ globus «~3, «супермаркет globus»~3.

Оптимальное расстояние между словами для другого запроса может быть иным, рекомендуем тестировать.

В получившихся результатах иногда встречается упоминание ресторана быстрого питания в гипермаркетах. Но могут писать и просто «В ресторане Глобуса…», поэтому добавляем (конечно, предварительно проверив):

«ресторан глобус»~0

При настройке сложных поисковых запросов помогает использование предлогов, особенно «в» и «из». В самых непростых случаях их можно использовать в сочетании с ограничением регистра. Например, запрос «в ленте», даст нам упоминания как магазина, так и пользовательских лент в соцсетях, а вот «В Ленте»! или «в Ленте»! найдут только упоминания магазина.

Для гипермаркетов «Глобус» мы применим запросы:

«в глобус»~0, «из глобуса»~0

Хороший результат дает совместное упоминание в одном сообщении с конкурентами.

(глобус, globus) * (перекресток, перекрёсток, перик, перек, магнит, монетка, ашан, aushan, спар, spar, вкусвилл, окей, билла, billa, лента, пятерочка, metro,  дикси)

В такой конструкции любое слово или словосочетание из первой скобки ищется с любым из второй скобки. Однако в скобках нельзя использовать поиск с расстоянием между словами, например, «азбука вкуса»~2.

Добавляем:

Глобус «вкус вилл»~0, globus «вкус вилл»~0, Глобус «азбука вкуса»~0, globus «азбука вкуса»~0, Глобус «о кей»~0, globus «о кей «~0

Основной запрос для слова «глобус» мы сформировали, но можно его немного дополнить.

В сообщениях, которые мы уже видели по существующим запросам, часто встречаются слова «касса», «кассир», «телега», «тележка». Их тоже можно использовать в качестве контекста, найдя оптимальное расстояние между словами для каждого запроса.

глобус тележка, «глобус телега»~10, globus тележка, globus телега, «глобус касса»~10, «globus касса»~10, «глобус кассир»~10, «globus кассир»~10

По результатам первого шага настройки поисковый запрос выглядит так:

гипермаркет глобус, «магазин глобус»~1, «ГМ глобус»~3, «супермаркет глобус»~0, гипермаркет globus, «магазин globus»~1, «ГМ globus»~3, «супермаркет globus»~3, «ресторан глобус»~0, «в глобус»~0, «из глобуса»~0, (глобус, globus) * (перекресток, перекрёсток, перик, перек, магнит, монетка, ашан, aushan, спар, spar, вкусвилл, окей, билла, billa, лента, пятерочка, metro, metro, дикси), Глобус «вкус вилл»~0, globus «вкус вилл»~0, Глобус «азбука вкуса»~0, globus «азбука вкуса»~0, Глобус «о кей»~0, globus «о кей»~0, глобус тележка, «глобус телега»~10, globus тележка, globus телега, «глобус касса»~10, «globus касса»~10, «глобус кассир»~10, «globus кассир»~10

Минус-слова:

«библио глобус»~0, «глобус гурмэ»~0, «тц глобус»~0, «золотой глобус»~0

На втором шаге настройки добавляем в запрос доменное имя сайта и название юридического лица, также можно использовать названия гипермаркетов из раздела «Адреса» (так как их не так много):

«globus.ru», гиперглобус, «Глобус Балашиха»~1, «Глобус Владимир»~1, «Глобус Климовск»~1, «Глобус Коммунарка»~1, «Глобус Королев»~1, «Глобус Котельники»~1, «Глобус Красногорск»~1, «Глобус Одинцово»~1, «Глобус Пушкино»~1, «Глобус Рязань»~1, «Глобус Саларьево»~1, «Глобус Тверь»~1, «Глобус Тула»~1, «Глобус Щелково»~1, «Глобус Ярославль»~1

Как обычно, для других объектов расстояние между словами лучше протестировать – оптимальная цифра может быть другой.

Третий шаг (официальные группы в соцсетях) даст нам:

GlobusRu

Далее прописываем хештеги. Компания использует #GlobusRu, но он у нас найдется по предыдущему запросу, поэтому тестируем те варианты, которые нам кажутся интересными и те, что встречались в уже виденных сообщениях. В итоге остается:

гипермаркетглобус

Пятый шаг настройки мы пропустим, так как сокращенные и сленговые названия, жаргонизмы и ассоциации в данном случае отсутствуют.

Финальный вариант запроса:

гипермаркет глобус, «магазин глобус»~1, «ГМ глобус»~3, «супермаркет глобус»~0, гипермаркет globus, «магазин globus»~3, «ГМ globus»~3, «супермаркет globus»~3, «ресторан глобус»~0, «в глобус»~0, «из глобуса»~0, (глобус, globus) * (перекресток, перекрёсток, перик, перек, магнит, монетка, ашан, aushan, спар, spar, вкусвилл, окей, билла, billa, лента, пятерочка, metro, metro, дикси), Глобус «вкус вилл»~0, globus «вкус вилл»~0, Глобус «азбука вкуса»~0, globus «азбука вкуса»~0, Глобус «о кей»~0, globus «о кей»~0, глобус тележка, «глобус телега»~10, globus тележка, globus телега, «глобус касса»~10, «globus касса»~10, «глобус кассир»~10, «globus кассир»~10, «globus.ru», гиперглобус, «Глобус Балашиха»~1, «Глобус Владимир»~1, «Глобус Климовск»~1, «Глобус Коммунарка»~1, «Глобус Королев»~1, «Глобус Котельники»~1, «Глобус Красногорск»~1, «Глобус Одинцово»~1, «Глобус Пушкино»~1, «Глобус Рязань»~1, «Глобус Саларьево»~1, «Глобус Тверь»~1, «Глобус Тула»~1, «Глобус Щелково»~1, «Глобус Ярославль»~1, гипермаркетглобус

Минус-слова:

«Библио-Глобус»~3, «глобус гурмэ»~0, «тц глобус»~0, «золотой глобус»~0, «10 идеальных пешеходных маршрутов»~0

Перед сохранением финального запроса еще раз проверяем объем и релевантность выдачи с помощью кнопки «Показать результаты», а затем переходим к следующим пунктам настройки темы.

Похожим образом настраиваются запросы на поиск упоминаний сетей магазинов Metro, Лента, Магнит.

 

Бесплатный демонстрационный доступ

Персональный консультант проведет демонстрацию и поможет протестировать систему с учетом ваших бизнес-задач

Запросить демо

Похожие статьи

Как аналитика соцмедиа помогает в кризис: находим фейки, сокращаем риски, адаптируем коммуникации

Конкурентный анализ в соцмедиа для улучшения маркетинга и PR

Конкурентный анализ в соцмедиа для улучшения маркетинга и PR

Как автоматизировать работу клиентской службы в социальных сетях

Управление репутацией в интернете: инструменты и кейсы 2023

Управление репутацией в интернете: инструменты и кейсы 2023

Последние статьи

«Обратная связь от граждан»: на площадке Координационного центра Правительства пройдет конференция о современных методах и сервисах анализа данных

Brand Analytics Forum 2024

Brand Analytics проведет ежегодный форум по аналитике соцмедиа для решения задач государства

Интервью Brand Analytics Adindex

«В Узбекистане произойдет рост числа компаний, которые будут работать с ORM». Совместное интервью Brand Analytics и Index

Онлайн-дискуссия конкурентный анализ 29 марта

Онлайн-дискуссия 29 марта: «Конкурентный анализ»