Агрессивность в социальных медиа, ноябрь 2021

Brand Analytics представляет результаты исследования агрессивности русскоязычных пользователей в социальных медиа за ноябрь 2021 года. Рассказываем, как изменилась агрессивность пользователей с 2018 года, где и как выражают агрессию в соцсетях сейчас.

Один из главных выводов — агрессивности в социальных медиа стало чуть меньше: доля сообщений в русскоязычных соцмедиа сократилась с 5,53% в ноябре 2018 году до 5,14% за аналогичный период в 2021 году. Пользователи опубликовали около 55 млн сообщений с агрессивностью.

Мужчины все так же агрессивнее женщин. Наибольшее количество сообщений с выявленной агрессией в ноябре 2021 публиковали мужчины в возрасте 21 года — на них пришлось почти 400 тыс. сообщений за месяц.

В Топ-3 платформ, где чаще, чем на других площадках, публикуют сообщения с агрессивной лексикой, вошли игровые и развлекательные платформы для молодежи.

Подробнее о том, в каком возрасте женщины выражают агрессивность чаще мужчин, и есть ли соцсети в топе платформ по доле агрессивного контента, рассказываем в исследовании.

Агрессии все возрасты покорны

Мужчины в два раза чаще женщин публикуют контент с агрессивной лексикой — на их долю приходится 68% таких сообщений. При этом возрастные пики приходятся на 15, 21,31-34 лет, после чего кривая агрессивности у мужчин с увеличением возраста плавно нисходит к минимальным значениям.

У женщин схожая динамика: возрастные пики агрессивности также приходятся на совсем юный период в 14-16 лет, дублируют мужскую динамику в возрасте 20-22 лет (хотя и с меньшей амплитудой), и показывают небольшой рост в возрасте 30-32 лет.

При этом с 35 и до 60 лет женщины постоянны в выражении агрессивности  соцсетях — кривая удерживается на одном уровне при незначительных колебаниях.

Любопытно, что при общем доминировании маскулинной агрессивности, в период с 60 до 68 лет мужчины уступают пальму первенства агрессивности женщинам — число сообщений с агрессивностью у них несколько выше мужчин.

Похожая ситуация наблюдалась в аналогичном исследовании 2018 года — юноши и девушки проявляли наибольшую агрессию в молодом возрасте с с 15 до 20 лет, затем кривые показывали динамичное снижение. Однако, у женщин в возрасте с 55 до 65 более ярко прослеживался рост агрессивности, в 2021 году публикации агрессивного контента у женщин в данном возрасте сократились. 

Пишу, что хочу: где пользователи чаще используют агрессивную лексику

В Топ-30 русскоязычных доменов с высокой долей агрессивного контента вошли различные форумы, развлекательные сервисы, новостные порталы и даже социальная сеть.

У одного из крупнейших форумов по игре Dota 2 — prodota.ru — первое место и более 36% публикаций, содержащий агрессивную лексику.

На второй позиции анонимный имиджборд 2ch.hk, который в 2018 году был лидером топа: у него чуть меньше 35% контента с агрессивностью.

На 3 позиции развлекательный молодежный портал yaplakal.com, который сохранил свою позицию с 2018 года.

Данные схожи с результатами предыдущего исследования, однако, изменилось распределение позиций внутри топа и появилось несколько новых участников. Повышенная агрессивность отмечена у развлекательных молодежных доменов (2ch.hk, yaplakal.com, pikabu.ru), у доменов, где собираются любители игр (prodota.ru, dtf.ru, overclockers.ru), форумов и блогов политической направленности(echo.msk.ru, politforums.net, bolshoyforum.com.) и новостных порталов (tjournal.ru, newsland.com). В топ также попали региональные форумы и порталы (forum.penzainform.ru, 74.rujediru.net).

Twitter оказался единственной соцсетью в списке — в ноябре чуть меньше 15% русскоязычного контента содержало агрессивную лексику. Сервис микроблогов не раз подтверждал статус самой “нелюбвеобильной” соцсети, согласно данным исследования “Индекс любви в регионах России, осень 2021”  — у Twitter несколько лет подряд нижняя позиция рейтинга и около 30% сообщений “с ненавистью”.

Вместо вывода

Русский язык трансформируется под современные реалии общества, придавая новые значения словам и явлениям. Исследования социальных медиа позволяет специалистам в числе первых находить такие изменения, предоставляя основу для глубинных лингвистических исследований.

Лексическая агрессивность является маркером состояния социально-общественного настроения общества. Несмотря на активные раздражители в социальной, политической и экономической сферах, русскоязычные пользователи смогли не только сохранить, но и снизить степень агрессивности в ноябре 2021 года.

Поэтому использование соответствующих технологий автоматического определения агрессии в системах аналитики соцмедиа позволяет бизнесу и государству оперативно реагировать на изменения в настроении пользователей и быстро принимать необходимы меры, чтобы минимизировать репутационные риски.

Как мы считали

В рамках исследования было проанализировано более 1 млрд публичных русскоязычных сообщений, опубликованных в русскоязычных социальных медиа в период с 1 по 30 ноября 2021 года, среди которых было определено 54,7 млн сообщений с лексической агрессивностью. Для исследования была использована технологии автоматического выявления агрессии, интегрированная в систему Brand Analytics.

Данные включают сообщения социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Instagram, TikTok, Youtube, Facebook, Twitter (в том числе упоминания в Stories, анализ текста на картинках и в видеороликах), а также сообщения блогов, форумов, сайтов отзывов, публичных каналов мессенджеров, комментарии к новостным статьям и другие источники.

Бесплатный демонстрационный доступ

Персональный консультант проведет демонстрацию и поможет протестировать систему с учетом ваших бизнес-задач.
Запись опубликована в рубрике Исследования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.