Распространение эпидемий: анализ соцмедиа vs анализ запросов Google Flu

Вы слышали про Google Flu? С помощью анализа поисковых запросов, Google строит график динамики «заболеваемости» во времени. Мы решили проверить данные Google, сравнив их с количеством упоминаний различных простудных симптомов в соцмедиа в России: когда и где зафиксированы вспышки эпидемий, кто чаще всего болеет и на что жалуется? Ответы под катом.


Период исследования: 01.09.13 – 31.10.13
Индикаторами простудных заболеваний выступали публичные сообщения в социальных медиа с жалобами на симптомы ОРВИ и гриппа: «кашляю», «заболело горло», «поднялась температура», «тело ломит» и пр. Всего за этот период было зафиксировано более 220 тысяч таких сообщений из России от 165 тысяч авторов.

Российские авторы во время «обычного» периода в среднем пишут 2.500 – 3.000 сообщений в день, содержащих упоминания симптомов простудных заболеваний. Резкое же увеличение количества таких сообщений наблюдается в период с 7 по 22 сентября, что говорит о периоде сезонных простудных заболеваний. Его пик приходится на 12 сентября – 7.844 сообщений.

Мониторинг соцмедиа

Начало учебного года сыграло свою роль, и, вполне ожидаемо, спровоцировало вспышку заболеваемости.

Сравнение данных мониторинга соцмедиа с результатами Google Flu

Результаты нашего исследования, во-первых, коррелируют с данными Google Flu: период максимального количества запросов приходится на 8-22 сентября нынешнего года. Во-вторых, данные соцмедиа являются более оперативными — обратите внимание на корреляцию между жалобами на самочувствие в соцсетях и поисковыми запросами:

  • 12 сентября мы фиксируем пик сообщений в соцмедиа о болезненных симптомах,
  • 15 сентября (то есть 3 дня спустя) измученные гриппующие пытаются найти лечение в Google.

Чтобы проверить наше предположение (мы-то в него свято верим, но прогностика не гадалка и требует фактов), мы последим за мониторингом и обещаем сразу поделиться результатом наблюдений и сообщить заранее, когда лучше поберечь себя и близких от очередной эпидемии гриппа и ОРВИ.

Мониторинг соцмедиа

География

Интересно проанализировать особенности распространения заболеваний на карте России. Мы исследовали периоды сентябрьского роста заболеваний в разных городах нашей страны и пришли к двум основным выводам:
а) пик заболеваний наблюдался во всех городах, но разной силы;
б) везде период заболеваний совпадает по времени.

Например, пик заболеваний в Москве ярко выражен и приходится на 12 сентября, а период сезонных заболеваний полностью совпадает с периодом заболеваний по России.

Мониторинг соцмедиа

В Санкт-Петербурге видно увеличение заболеваний с 7-го сентября, но в сравнении с Москвой это увеличение является не таким резким и значительным. Хотя пик заболеваний также можно было наблюдать на 2-ой неделе сентября.

Мониторинг соцмедиа

И наконец, город с наиболее ярко выраженным периодом сезонных простудных заболеваний – Новосибирск. На графике видно увеличение заболевших с 8 по 30 сентября, пик заболеваний (16 сентября), который обладает самой большой силой в сравнении с Москвой и Санкт-Петербургом.

Мониторинг соцмедиа

Возраст

В период роста заболеваемости, по сравнению с предыдущим периодом, количество упоминаний о симптомах простуды и гриппа выросло в основном за счет сообщений от пользователей младше 18 лет. Прирост количества сообщений по тематике от этой возрастной группы составил 110%. Так же существенно увеличилось число жалоб от пользователей старше 45 лет – на 38%. При этом, число пользователей от 25 до 44 лет, высказывающихся о симптомах практически не изменилось: рост подобных сообщений от них в период эпидемии составил от 2 до 14%.

 Мониторинг соцмедиа

Самые распространенные жалобы

В этом году в период сезонных заболеваний (сентябрь) авторы соцмедиа часто жаловались на следующие аспекты своего здоровья:

  1. Болит горло – 16,65% от общего количества сообщений
  2. Жар и повышенная температура – 8,52% от общего количества сообщений
  3. Головная боль – 2,43% от общего количества сообщений
  4. Кашель – 2,38% от общего количества сообщений
  5. Ломит тело – 1,55% от общего количества сообщений
  6. Знобит – 1,14% от общего количества сообщений

Мониторинг соцмедиа

Будьте здоровы!

Brand Analytics система анализа социальных сетей и СМИ.

Бесплатный демонстрационный доступ

Персональный консультант проведет демонстрацию и поможет протестировать систему с учетом ваших бизнес-задач

Запросить демо

Похожие статьи

Названы лидеры интегрального рейтинга эффективности коммуникаций вузов

Названы лидеры интегрального рейтинга эффективности коммуникаций вузов

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, ФЕВРАЛЬ 2024. «Активный февраль»

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, ФЕВРАЛЬ 2024. «Активный февраль»

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, НОЯБРЬ 2022. Чемпионат мира – не поиграем, но поболеем

Как университеты используют «Рейтинг вузов» для выстраивания эффективных коммуникационных стратегий

Как университеты используют «Рейтинг вузов» для выстраивания эффективных коммуникационных стратегий

Последние статьи

Программа Brand Analytics Forum 2024: представляем спикеров форума по аналитике соцмедиа для решения задач государства

Вебинар 25 апреля: Как определить целевую аудиторию

Вебинар 25 апреля: «Как определить целевую аудиторию»

BrandGPT для быстрой аналитики соцмедиа и СМИ: пользователям Brand Analytics теперь доступен умный ИИ-ассистент

Аналитика соцмедиа для государства

Аналитика соцмедиа для государства: современный инструмент сбора и анализа обратной связи от граждан для принятия эффективных решений