Индекс ковид-тревожности социальных медиа в 2020 году: Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия, Армения, Молдова. «Есть ли вторая волна обсуждений?»

COVID-19 стал одной из главных тем года, волнующих людей по всех странах, что наглядно отразилось на обсуждениях в социальных медиа. С приходом второй волны пандемии Brand Analytics решил проанализировать, как обсуждался ковид в течение года в России, Украине, Казахстане, Белоруссии, Армении и Молдове. Где ковид-тревожность была выше, каковы динамика и площадки обсуждений, а также есть ли корреляция между динамикой упоминаний и динамикой заболеваемости.

Ковид-тревожность на постсоветском пространстве

Для понимания насколько сильно тема коронавируса волновала людей в разных странах мы выделили из полного потока сообщений в соцмедиа каждой из стран публикации с упоминанием ковида. Учитывая численность населения, мы подсчитали индекс «ковид-тревожности», равный числу упоминаний темы вируса за день на каждые 10 тысяч населения страны. Ниже на графике показана динамика индекса с начала 2020 года для всех исследуемых стран.

Пик тревожности везде пришелся на конец марта. Наибольшую степень волнения продемонстрировали россияне и жители Молдовы. Жители Украины и Белоруссии тревожились меньше, последние включились в обсуждение ковида позже остальных. В Казахстане и Армении пользователи менее активно публично обсуждали корону. Повторные пики в Казахстане и Молдове «напоминают» о повторных вспышках заболевания в этих странах.

Динамика обсуждений в исследуемых странах без нормирования на численность населения представлена ниже (по России далее отдельный график).

Распределение по источникам обсуждений соответствует уровню проникновения соцсетей в каждой из стран. Наиболее популярные площадки – ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Для России и Белоруссии именно в такой последовательности. Для Казахстана, Армении и Украины наиболее популярная соцсеть – Facebook, далее VK и ОК. В Молдове – Facebook, ОК и потом VK.

Динамика обсуждений и динамика заболеваемости по России

На графике ниже представлены динамика обсуждений ковида и кривая заболеваемости вирусом в России. Brand Analytics в своих исследованиях не раз отмечал предсказательность результатов анализа соцмедиа.

Для первой волны график демонстрирует корреляцию обсуждений и заболеваемости – заболеваемость «отстает» на месяц и точно повторяет динамику сообщений. Поскольку инкубационный период коронавируса составляет 14 дней, резкий рост обсуждений – показатель тревожности и стресса общества от неизвестности, зарубежных новостей, где все началось раньше, и от принимаемых в России мер. Это не массовая констатация пользователями в соцсетях ухудшения своего самочувствия.

Ситуация со второй волной принципиально иная. Нет той полной неизвестности, которая была весной. Власть и население получили каждый свой опыт выживания. В разумной перспективе будет доступна вакцина. А пока власти стараются избежать полного карантина, чтобы не «добивать» экономику. У людей наблюдается стадия «принятия» – переболеет все равно большинство. А жить дальше надо.

Индекс ковид-тревожности в регионах России

На карте ниже показан индекс ковид-тревожности в соцмедиа в регионах России на 9 октября 2020 года. Напомним, что индекс – это число упоминаний темы коронавируса в социальных медиа за день на 10 тысяч человек. В данном случае – в разрезе регионов.

В центральных регионах жители спокойнее встречают вторую волну. Тревожность возрастает по мере удаления от центра.

Топ-5 самых «тревожных» регионов выглядит так:

  1. Магаданская область – 132 (индекс ковид-тревожности)
  2. Чукотский автономный округ – 127
  3. Республика Крым – 123
  4. Курганская область – 107
  5. Еврейская автономная область – 97

Топ-5 самых «спокойных» регионов:

  1. Чувашская Республика – 35
  2. Кабардино-Балкарская Республика – 35
  3. Псковская область – 35
  4. Сахалинская область – 35
  5. Республика Дагестан – 34

Данные для исследования

В целях исследования с помощью системы Brand Analytics было проанализировано более 20 млрд сообщений, опубликованных пользователями социальных медиа из России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Украины и Молдовы в 2020 году без ограничений по языку (период 1.01.2020 – 9.10.2020). Из них ковиду было посвящено более 200 млн сообщений.

Для выделения данных по стране применен процент гео-определения: количество сообщений, у которых имеются данные по географии, поделено на процент сообщений с геоданными.

В расчетах числа упоминаний по регионам используются данные о проникновении социальных сетей в регионах России из исследования Brand Analytics.

Данные по заболеваемости – стопкоронавирус.рф.

Бесплатный демонстрационный доступ

Персональный консультант проведет демонстрацию и поможет протестировать систему с учетом ваших бизнес-задач

Запросить демо

Похожие статьи

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, НОЯБРЬ 2022. Чемпионат мира – не поиграем, но поболеем

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, АВГУСТ 2023. «Внимание – на регионы»

BTS, Genshin Impact и Наруто: итоги года в совместном исследовании Brand Analytics и ВКонтакте

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, СЕНТЯБРЬ 2023. «Громкие регионы»

Последние статьи

Программа Brand Analytics Forum 2024: представляем спикеров форума по аналитике соцмедиа для решения задач государства

Вебинар 25 апреля: Как определить целевую аудиторию

Вебинар 25 апреля: «Как определить целевую аудиторию»

BrandGPT для быстрой аналитики соцмедиа и СМИ: пользователям Brand Analytics теперь доступен умный ИИ-ассистент

Аналитика соцмедиа для государства

Аналитика соцмедиа для государства: современный инструмент сбора и анализа обратной связи от граждан для принятия эффективных решений